храп мешает спать

Лечение храпа

Как храп связан со стоматологией и как его вылечить
  • собственный ночной стационар для диагностики сна
  • в клинике работает специалист сомнолог
  • используем современный мультидисциплинарный подход
автор
Михаил Агальцов
к. м. н., врач функциональной диагностики
Проблемы со сном, нарушения дыхания. Более 20 лет стажа.

Храп – это проблема, которую обнаруживают примерно у 30% взрослого населения нашей страны. Патология одинаково часто встречается у мужчин и женщин и ее распространенность увеличивается с возрастом.

Помимо возможных негативных социальных последствий, храп часто является симптомом серьезного заболевания – обструктивного апноэ сна.

Разобраться в причинах, установить стоматологические причины храпа могут специально подготовленные стоматологи клиники Бостонского Института Эстетической Медицины в Москве.

Вместе со стоматологами в нашей клинике работает специалист по медицине сна Европейского общества исследования сна Михаил Агальцов, а также отоларинголог и невропатолог – таким образом проблемами нарушения сна пациента занимаются несколько специалистов.

По показаниям в нашей клинике на Мичуринском проспекте можно провести диагностику сна – полисомнографию – в специально оборудованном ночном стационаре.

Роль стоматолога
  • Стоматологи одними из первых врачей могут и должны распознать или заподозрить у пациента наличие нарушений сна. Для этого в нашей клинике проводится более специализированный осмотр и опрос пациентов.

• Одним из методов лечения храпа и обструктивного апноэ сна является использование внутриротовых аппаратов для удержания нижней челюсти в переднем положении.

• И, наконец, профилактическая роль стоматологов заключается в раннем выявлении у детей и подростков нарушений развития челюстной-лицевой области и своевременная ортодонтическая коррекция.

Причины храпа

Храп – это вибрации, которые создают мягкие ткани носоглотки при прохождении воздуха. Насколько сильно храпит человек, определяет совокупность таких факторов, как жесткость мягкого неба, связок, сила потока воздуха, анатомические особенности строения носоглотки и челюстной-лицевой области.

Среди причин выделяют:

• искривление перегородки носа;
  • хронический ринит;
  • увеличенное мягкое небо;
  • увеличенный размер языка;
  • разросшиеся боковые стенки глотки.

Способствовать появлению храпа могут стоматологические проблемы:

• недоразвитость челюстей;
  • смещение нижней челюсти назад;
  • неправильный прикус.

К факторам риска относят:

• ожирение;
  • эндокринные расстройства;
  • чрезмерное употребление алкоголя;
  • курение;
  • наследственность;
  • сахарный диабет и др.
Иногда кажется, что человек начинает храпеть, потому что сильно устает, много весит, но в реальности все гораздо сложнее.

Как зубы связаны с храпом, об этом и многом другов в интервью с Константином Ронкиным.
На что нужно обратить внимание, если есть храп

Храп часто является симптомом опасного заболевания – синдрома обструктивного апноэ сна (СОАС). Если вы наблюдаете у себя нижеперечисленные симптомы, то необходимо провести диагностику сна и подобрать подходящее лечение храпа в клинике. Вот эти симптомы:

• бруксизм (скрежет зубами ночью);
  • утренние головные боли, мигрень;
  • разбитое, вялое состояние по утрам;
  • чувство постоянного недосыпа;
  • низкая работоспособность;
  • ухудшение памяти;
  • ухудшение концентрации внимания;
  • апатия и сонливость на протяжении всего дня;
  • повышенное артериальное давление после пробуждения;
  • повышенное потоотделение ночью;
  • учащенные позывы к мочеиспусканию в ночное время;
  • набор веса.

Состояние хронического недосыпа, которое развивается из-за ночного апноэ, сильно уменьшает качество жизни в целом, повышает риск развития хронических заболеваний и по результатам исследований укорачивает продолжительность жизни пациента.

Михаил Агальцов
К. М. Н., ВРАЧ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ

Konsultation Block Black

Как правило, возникает апноэ под действием нескольких причин и факторов риска. И обычно пациенты не связывают свое состояние с проблемами в полости рта. Поэтому огромное значение имеет правильная диагностика стоматологических пациентов, взгляд стоматолога за пределы ротовой полости.

Почему лучше доверить диагностику и лечение храпа специалистам клиники БИЭМ:
  • БИЭМ специализируется на лечении пациентов с нарушениями сна, со сложными патологиями зубочелюстной системы и обширной симптоматикой «неясного» происхождения. Врачи клиники обладают для этого специальным дополнительным образованием.

• Среди врачей клиники – врач функциональной диагностики и специалист по медицине сна Европейского общества исследования снак. м. н. Михаил Агальцов.

• В клинике БИЭМ ведет прием (и обучение российских коллег) международный эксперт в нейромышечной стоматологии К. Ронкин с уникальным опытом лечения сложных клинических случаев.

• Ноухау БИЭМ – это применение методов нейромышечной стоматологии и физиологический подход в терапии.

• Решением проблемы пациента занимается команда врачей: остеопат, сомнолог, челюстно-лицевой хирург, невролог – комплексный и междисциплинарный подход гарантирует точную диагностику и эффективное лечение.

Диагностика при храпе

Так как причины храпа и его влияние на здоровье человека разные, необходима комплексная мультидисциплинарная диагностика.

Анамнез

При сборе анамнеза у наших стоматологических пациентов мы обращаем внимание на наличие симптомов нарушений сна, в том числе и храпа. Делается это для того, чтобы не пропустить более опасное заболевание – синдром обструктивного апноэ сна.

Пациенты заполняют специальные протоколы для оценки дневной сонливости (шкала Эпворта); учитываются сопутствующие заболевания, факторы риска, наличие вредных привычек.

Объективное обследование

Помимо хорошо известных методов диагностики – компьютерной томографии челюстной-лицевой области, мы проводим специфическое исследование сна – полисомнографию. Это мониторинг активности мозга с помощью электроэнцефалографии, регистрация движений глаз, сердечного ритма, дыхательных движений, сатурации крови кислородом, мышечного тонуса и активности во время сна.

Удобство для наших пациентов в том, что у нас в клинике есть специально оборудованная лаборатория сна, где пациент может с комфортом остаться на ночь.

Полисомнография – диагностика сна в клинике БИЭМ Москва
Konsultation Block Black

Лечение храпа

Храп сам по себе обычно не доставляет неприятностей храпящему, человек не отдает себе отчета в том, что он храпит. Сложнее с соседом/соседкой. Не у всех есть возможность уйти спать в другую комнату или спуститься на другой этаж :-).

В тех случаях, когда храп является симптомом апноэ сна, лечение совершенно необходимо и поможет избавиться от многих других неприятных симптомов и предупредить негативные последствия для здоровья в целом. Главная задача при лечении храпа – устранение причин, вызвавших сужение дыхательных путей и нормализация дыхательной функции пациента во сне.

В зависимости от причин применяются инвазивные (хирургические) или неинвазивные методы лечения храпа. Естественно, выбор метода терапии определяется врачом после диагностики.

В ряде случаев исправление неправильного прикуса, протезирование с учетом физиологической окклюзии, сброс веса и отказ от вредных привычек, терапия лор-заболеваний и т. д. могут избавить пациента от храпа и апноэ или уменьшить частоту остановок дыхания во сне. В других случаях требуется дополнительная терапия консервативными средствами.

Неинвазивная дыхательная поддержка

Наиболее распространенным методом является использование аппаратов СИПАП или БИПАП во время сна. Их действие заключается в непрерывном нагнетании воздуха, который как бы поддерживает дыхательные пути и не дает просвету сузиться.

СИПАП – для искуственной вентиляции легких под постоянным давлением. БИПАП – создает на вдохе и выдохе разное давление.

Разумеется, подбор аппарата и настройка режима вентиляции проводит наш специалист после диагностики. Неинвазивная дыхательная поддержка аппаратами СИПАП/БИПАП показана и эффективна в средних и тяжелых случаях.

Внутриротовые аппараты

Звучит страшно, но на самом деле это небольшие каппы на нижнюю челюсть (или на обе челюсти), которые поддерживают нижнюю челюсть во время сна в переднем положении и не дают таким образом перемещаться мягким тканям и языку назад и суживать просвет для прохождения воздуха.

Существует много разных видов и форм капп в зависимости от функции и конструкции. Каппы изготавливаются индивидуально по цифровым моделям зубных рядов пациентов из биосовместимых материалов и используют только ночью.

Внутриротовые пластинки DNA (Daytime-Nighttime-Appliance), которые носятся пациентом во рту в течении всей ночи и 5-6 часов в течении дня. DNA не только контролирует ночное апноэ, но и стимулирует развитие костного скелета в средней трети лица.

Кроме того, в некоторых случаях может потребоваться коррекция осанки у остеопата БИЭМ – нарушения осанки тоже могут негативно влиять на дыхательные пути.

Цена лечения храпа и обструктивного апноэ сна

Стоимость и длительность терапии зависит от разных факторов:

• причины возникновения храпа и апноэ,
  • тяжести патологии,
  • сложности и длительности ортопедического или ортодонтического лечения, если это необходимо,
  • выбранного метода терапии и др.

Очевидно, что лечение при расстройствах сна подбирается доктором индивидуально для каждого пациента. Без проведения консультации и диагностики невозможно определить ни цену, ни длительность терапии. Запишитесь на прием, свяжитесь с нами по телефонам, и мы ответим на все ваши вопросы.

Храп в вопросах и ответах

Где лучше вылечить храп

Сильный храп – это повод обратиться к специалистам. Даже если он вам субъективно не мешает. Помните, храп может быть симптомом более опасного заболевания – обструктивного апноэ сна. Чтобы его исключить, нужна специальная диагностика, соответствующая квалификация врачей и опыт работы.

Храпит ребенок – почему и что делать?

Скорее всего у ребенка сужены дыхательные пути:

• либо из-за неправильного развития лицевого скелета, челюстей;
  • либо по причине хронического воспаления мягких тканей носовой полости, горла (миндалины, аденоиды);
  • либо из-за нарушений в опорно-двигательном аппарате – неправильная осанка тоже может быть причиной.

В любом случае это патологическое состояние и нужно обратиться к оториноларингологам и/или стоматологам, имеющим знания и опыт работы с такими пациентами.

Что лучше: внутриротовые аппараты или СИПАП?

Сипап применяется при средних и тяжелых формах ночного апноэ. От пациента требуется высокая степень мотивации и дисциплина – маску, соединенную с аппаратом, нужно одевать каждую ночь, многим она мешает, привыкание развивается дольше.

Внутриротовые аппараты тоже нужно носить каждую ночь, но они более удобны и пациенты быстрее привыкают к ним.

Отзывы пациентов

Выберите отзыв и узнайте историю лечения полностью. Больше фото и видео отзывов в галерее БИЭМ Москва →