хронический недосып из-за ночного апноэ

Лечение апноэ

Причины возникновения, способы лечения и при чем здесь стоматология
  • у нас есть ночной стационар для проведения полисомнографии
  • в клинике работает специалист по диагностике и лечению нарушений сна
  • используем современный подход и методики
автор
Константин Ронкин
DMD, LVIF, MICCMO, FIAPA (USA), врач стоматолог-ортопед, ортодонт, к. м. н.
Сооснователь и президент БИЭМ. Практика в США и России более 30 лет. Лечение сложных случаев, полная реабилитация.

Согласно исследованиям, примерно 24 % мужчин и 9 % женщин страдают от кратковременных остановок дыхания во сне. Большинство людей не придают этому значения и никак не связывают хроническую усталость и недосып, чувство разбитости по утрам, головные боли и другие неприятные симптомы с подобным нарушением нормального сна.

На самом деле эта серьезная патология, называемая обструктивное апноэ сна, требует внимания специалистов и в том числе стоматологов!

При чем здесь стоматологи и сон? Нередко причина апноэ сна находится в челюстно-лицевой области, связана с прикусом, работой внчс. Именно стоматологи могут первыми выявить не только симптомы этого заболевания, но и предпосылки к его появлению.

Клиника Бостонского Института Эстетической Медицины в Москве одна из немногих стоматологических клиник в России, специалисты которой имеют специальную подготовку для успешного выявления и лечения ночного апноэ у взрослых.

Вместе со стоматологами в нашей клинике работает специалист по медицине сна Европейского общества исследования сна Михаил Агальцов – один из всего шести таких специалистов в России. Кроме того у нас есть специально оборудованный ночной стационар для полноценной диагностики нарушений сна.

Роль стоматолога
  • Стоматологи одними из первых врачей могут и должны распознать или заподозрить у пациента наличие нарушений сна. Для этого в нашей клинике проводится более специализированный осмотр и опрос пациентов.

• Одним из методов лечения обструктивного апноэ сна и храпа является использование внутриротовых аппаратов для удержания нижней челюсти в переднем положении.

• И, наконец, профилактическая роль стоматологов заключается в раннем выявлении у детей и подростков нарушений развития челюстной-лицевой области и своевременная ортодонтическая коррекция.

Что такое апноэ во сне?

Это непроизвольная остановка дыхания продолжительностью не менее 10 секунд, периодически повторяющаяся во время сна – не менее 5 раз в час.

Обычно остановка дыхания длится 20 – 30 секунд, но в тяжелых случаях может доходить и до 1 – 2 минут. На протяжении всей ночи это повторяется многократно – наблюдается от 5 до более 60 раз кратковременных остановок дыхания.

Как это выглядит: человек без всякой видимой причины резко прекращает дышать на какое-то время, а потом сильно всхрапывает и продолжает дышать дальше. В действительности многие и не подозревают, что имеют у себя такое нарушение сна, потому что при остановках дыхания даже более 1 минуты человек может продолжать спать, как ни в чем не бывало и не помнит ничего утром. Часто апноэ во сне сопровождается храпом.

Апноэ делится на две формы:

• Обструктивное апноэ сна – самая распространенная форма нарушения дыхания во сне и связана с механическим препятствием для вентиляции лёгких. Именно этой формой ночного апноэ занимаются специалисты нашей клиники.
  • Центральное апноэ во сне – встречается редко и связано с нарушениями работы в центральной нервной системе. Не наша область.

Симптомы апноэ

Заподозрить нарушение сна и провести диагностику можно (и нужно), если вы наблюдаете у себя следующие симптомы:

• храп (частый симптом);
  • бруксизм (скрежет зубами ночью);
  • утренние головные боли, мигрень;
  • разбитое, вялое состояние по утрам;
  • чувство постоянного недосыпа;
  • низкая работоспособность,
  • ухудшение памяти,
  • ухудшение концентрации внимания;
  • апатия и сонливость на протяжении всего дня;
  • повышенное артериальное давление после пробуждения;
  • повышенное потоотделение ночью;
  • учащенные позывы к мочеиспусканию в ночное время
  • набор веса.
Иногда кажется, что человек начинает храпеть, потому что сильно устает, много весит, но в реальности все гораздо сложнее.

Как зубы связаны с храпом, об этом и многом другов в интервью с Константином Ронкиным.
Чем опасно обструктивное апноэ сна
Михаил Агальцов

Ночное апноэ – серьезное заболевание. На сегодняшний день уже известна корреляция между апноэ и инфарктами, инсультами, высоким артериальным давлением, заболеваниями эндокринной системы. В ряде исследований доказано, что многолетнее апноэ укорачивает жизнь примерно на 20 %. Состояние хронического недосыпа, которое развивается из-за ночного апноэ, сильно уменьшает качество жизни в целом.

Если вы наблюдаете у себя подобные симптомы, обратитесь к нашим специалистам – нужно провести диагностику, чтобы исключить ночное апноэ.

Михаил Агальцов
К. М. Н., ВРАЧ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ

Konsultation Block Black

Причины апноэ

Непосредственной причиной появления апноэ во сне является сужение дыхательных путей.

У всех людей во время сна в результате естественного расслабления мышц и гравитации происходит в какой-то степени западание нижней челюсти, языка и язычка мягкого неба назад и некоторое уменьшение просвета дыхательных путей. Но, к счастью, не у всех развивается обструктивное апноэ сна.

Способствуют появлению патологии разные причины, особенно:

• увеличенные аденоиды и/или небные миндалины;
  • индивидуальные анатомические особенности (длинный небный язычок, большой язык, укороченная нижняя челюсть, утолщенные боковые стенки глотки, узкие носовые проходы);
  • хронические заболевания (насморк, гайморит и другие);
  • неправильный прикус (особенно глубокий прикус и/или дистальное положение нижней челюсти);
  • отсутствие боковых зубов;
  • дисфункция височнонижнечелюстного сустава;
  • и др.

К факторам риска относят:

• ожирение;
  • эндокринные расстройства;
  • чрезмерное употребление алкоголя;
  • курение;
  • прием снотворных средств или медикаментов от гипертонии;
  • наследственность;
  • сахарный диабет и др.

Как правило, возникает апноэ под действием нескольких причин и факторов риска. И обычно пациенты не связывают свое состояние с проблемами в полости рта. Поэтому огромное значение имеет правильная диагностика стоматологических пациентов, взгляд стоматолога за пределы ротовой полости.

Почему лучше доверить диагностику и лечение апноэ специалистам клиники БИЭМ:
  • БИЭМ специализируется на лечении пациентов с нарушениями сна, со сложными патологиями зубочелюстной системы и обширной симптоматикой «неясного» происхождения. Врачи клиники обладают для этого специальным дополнительным образованием.

• Среди врачей клиники – врач функциональной диагностики и специалист по медицине сна Европейского общества исследования снак. м. н. Михаил Агальцов.

• В клинике БИЭМ ведет прием (и обучение российских коллег) международный эксперт в нейромышечной стоматологии К. Ронкин с уникальным опытом лечения сложных клинических случаев.

• Ноухау БИЭМ – это применение методов нейромышечной стоматологии и физиологический подход в терапии.

• Решением проблемы пациента занимается команда врачей: остеопат, сомнолог, челюстно-лицевой хирург, невролог – комплексный и междисциплинарный подход гарантирует точную диагностику и эффективное лечение.

Полисомнография – диагностика сна в клинике БИЭМ Москва

пациентка биэм в клинике сна на обследовании

Помимо сбора анамнеза и осмотра, анализа врачом специальных протоколов, которые пациент заполняет заранее (например, шкала сонливости по EPWORTH), необходимо провести специфическое исследование сна пациента – полисомнографию.

Эта диагностика проводится в ночном стационаре в нашей клинике на Мичуринском проспекте, что очень удобно для наших пациентов. Стационар можно сравнить с 4-звездочным номером отеля со специальным оборудованием для диагностики.

Пациент остается у нас на ночь, подключается при помощи датчиков к аппаратам. Во сне происходит регистрация и запись различных физиологических показателей состояния организма: храп, дыхательный поток, дыхательные движения брюшной стенки и грудной клетки, сатурация кислорода, положение тела, электроэнцефалограмма, электрокардиограмма, электромиограмма, движения ног, и др.

После обработки данных строится гипнограмма, которая содержит информацию о структуре сна, качестве и количестве его стадий и фаз. Изучение полученных при помощи полисомнографии данных помогает нашему специалисту выявить причины нарушения сна и подобрать наилучшее лечение апноэ врослым.

Лечение обструктивного апноэ сна

Цель – устранить сужение дыхательных путей и нормализовать дыхательную функцию пациента во сне. Для этого необходимо устранить причины и снизить (а лучше устранить) влияние факторов риска (см. выше).

В ряде случаев исправление неправильного прикуса, протезирование с учетом физиологической окклюзии, сброс веса и отказ от вредных привычек, терапия лор-заболеваний и т. д. могут избавить пациента от апноэ или уменьшить частоту остановок дыхания во сне. В других случаях требуется дополнительная терапия консервативными средствами.

Неинвазивная дыхательная поддержка

Наиболее распространенным методом является использование аппаратов СИПАП или БИПАП во время сна. Их действие заключается в непрерывном нагнетании воздуха, который как бы поддерживает дыхательные пути и не дает просвету сузиться.

СИПАП – для искуственной вентиляции легких под постоянным давлением. БИПАП – создает на вдохе и выдохе разное давление.

Разумеется, подбор аппарата и настройка режима вентиляции проводит наш специалист после диагностики. Неинвазивная дыхательная поддержка аппаратами СИПАП/БИПАП показана и эффективна в средних и тяжелых случаях.

Внутриротовые аппараты

Звучит страшно, но на самом деле это небольшие каппы на нижнюю челюсть (или на обе челюсти), которые поддерживают нижнюю челюсть во время сна в переднем положении и не дают таким образом перемещаться мягким тканям и языку назад и суживать просвет для прохождения воздуха.

Существует много разных видов и форм капп в зависимости от функции и конструкции. Каппы изготавливаются индивидуально по цифровым моделям зубных рядов пациентов из биосовместимых материалов и используют только ночью.

Внутриротовые пластинки DNA (Daytime-Nighttime-Appliance), которые носятся пациентом во рту в течении всей ночи и 5-6 часов в течении дня. DNA не только контролирует ночное апноэ, но и стимулирует развитие костного скелета в средней трети лица.

Кроме того, в некоторых случаях может потребоваться коррекция осанки у остеопата БИЭМ – нарушения осанки тоже могут негативно влиять на дыхательные пути.

Цена лечения обструктивного апноэ сна

Стоимость и длительность терапии зависит от разных факторов:

• причины возникновения апноэ,
  • тяжести патологии,
  • сложности и длительности ортопедического или ортодонтического лечения, если это необходимо,
  • выбранного метода терапии и др.

Очевидно, что лечение при нарушениях сна должно подбираться индивидуально для каждого пациента. Без проведения консультации и диагностики невозможно определить ни цену, ни длительность терапии. Запишитесь на прием, свяжитесь с нами по телефонам, и мы ответим на все ваши вопросы.

Отзывы пациентов

Выберите отзыв и узнайте историю лечения полностью. Больше фото и видео отзывов в галерее БИЭМ Москва →

Пациенты БИЭМ до и после лечения