brodude-12-2020

Ночная серенада: что такое ночное апноэ и как от него избавиться

BRODUDE, декабрь 2020

Всем известно, что сон полезен для здоровья: пока мы спим, клетки и ткани организма восстанавливаются, выделяются необходимые гормоны, а мозг раскладывает по полочкам информацию, полученную в течение дня, что помогает нам с утра принимать правильные решения. Хорошему сну может мешать много факторов (тревожные мысли, переутомление, синий свет смартфона и даже лишний вес), но иногда недосыпание связано с таким явлением, как ночное апноэ. Вместе с президентом Бостонского института эстетической медицины доктором Константином Ронкиным рассказываем, что это за болезнь, чем она опасна и как ее лечить.

Если говорить простым языком, ночное апноэ — это временная остановка дыхания во сне. Выглядит это так: человек внезапно перестает дышать на десять и более секунд, а после — резко всхрапывает, и дыхание восстанавливается. Существуют две разновидности ночного апноэ: обструктивное и центральное. Обструктивное апноэ вызвано сужением верхних дыхательных путей. Чаще им страдают мужчины и те, кто имеет лишний вес. С возрастом вероятность возникновения данного заболевания увеличивается. Факторами, способствующими развитию болезни, также могут стать увеличенные миндалины, суженная верхняя челюсть, маленькая или расположенная кзади нижняя челюсть или язык. В случае центрального апноэ отделы головного мозга, ответственные за дыхание, перестают отправлять сигналы мышцам дыхательной системы. Болезнь характерна для тех, кто принимает опиаты, страдает заболеваниями сердца и нервной системы.

Как его распознать

Распознать ночное апноэ достаточно просто, особенно если твой неспокойный сон мешает твоим близким. Перечислим наиболее частые признаки болезни: — громкий храп и частые пробуждения посреди ночи; — ощущение удушья и нехватки воздуха при внезапном пробуждении; — ощущение дневной сонливости даже при достаточном количестве сна; — головная боль по утрам повышение артериального давления ночью или с утра. Если у тебя наблюдаются вышеперечисленные симптомы, обратись к врачу, который занимается проблемами, связанными со сном. Такими специалистами могут быть специально обученные сомнолог, стоматолог, невропатолог или лор-врач. Они поставят диагноз и подберут наиболее эффективный способ лечения.

Чем оно опасно

Как минимум тем, что жизнь становится менее приятной. Отсутствие качественного сна грозит не только хронической усталостью и снижением продуктивности, но и другими не менее опасными проблемами: — из-за нарушения выработки гормона сна мелатонина замедляется метаболизм, и, как следствие, жир в организме накапливается быстрее; — усиливается стрессовое состояние, что может привести к развитию депрессии; — из-за плохого сна снижается либидо, а вместе с тем и активность сперматозоидов; — снижается иммунитет, и повышается риск подхватить простудные заболевания. Более того, из-за нарушения дыхания в кровь поступает меньше кислорода, в результате чего человек просыпается с головной болью, а со временем ухудшаются память и внимание. Развитие таких болезней, как бронхиальная астма, гастроэзофагеальный рефлюкс, сахарный диабет II типа, аритмия, стенокардия и сердечная недостаточность, также не исключено, если оставить ночное апноэ без лечения. Большинство людей, перенесших инфаркт миокарда или инсульт, имели ночное апноэ.

Как его лечить

Для диагностики используют разные методы, в том числе полисомнографию, суточное ЭКГ и пульсометрию. С их помощью отслеживаются различные изменения тела во время сна (храп, дыхательный поток, дыхательные движения брюшной стенки и грудной клетки, насыщение артериальной крови кислородом и прочее), что позволяет определить форму болезни и назначить верное лечение. При тяжелых формах ночного апноэ, особенно в сочетании с ожирением и сердечно-сосудистыми заболеваниями, используют СИПАП — компрессор, который подает дополнительный воздух в дыхательные пути, чтобы улучшить их проходимость и помочь человеку свободно дышать. В остальных случаях назначается специальная ночная каппа MicrO2, которая индивидуально создается для каждого пациента. Суть ее действия в том, что дыхательные пути остаются полностью открытыми, а в организм поступает больше кислорода, и риск остановки дыхания во время сна сводится к нулю. В результате ты просыпаешься более отдохнувшим и чувствуешь себя бодрее, а днем не испытываешь сонливости и раздражения.

Решить проблему ночного апноэ можно в Бостонском институте эстетической медицины. Но здесь эффективно занимаются не только лечением расстройств сна. Особенное внимание уделяется вопросам здоровья и эстетики зубов. Среди услуг компании: отбеливание и ультразвуковая чистка зубов, установка имплантатов, виниров и брекетов, лечение переломов челюстей, диагностика рака ротовой полости и многое другое. На базе института работает научный центр БИЭМ, где обучаются стоматологи со всего мира и создаются новые методы лечения.