Опухоли слюнных желёз

Опухоли слюнных желёз – доброкачественные, злокачественные и промежуточные опухоли, происходящие из тканей слюнных желёз.

Распространенность опухолей слюнных желез

То, что звучит как экзотический диагноз, на самом деле – совсем не редкое явление. По оценкам специалистов, примерно каждая семидесятая опухоль локализуется именно в зоне слюнных желез, околоушной и подчелюстной. Причем встречаются они с равной вероятностью у мужчин и у женщин, у молодых и у пожилых.

Наиболее часто новообразования слюнных желез возникают у людей в возрасте от 50-60 лет, хотя могут наблюдаться у престарелых людей и у новорождённых. Причины появления таких новообразований тоже не определены со всей точностью: процесс связывают с травмами и воспалениями в этой зоне, с гормональными сбоями, с чрезмерным облучением головы и шеи ультрафиолетом или рентгеном. Но такие факторы есть в анамнезе далеко не у каждого пациента с опухолью слюнных желез, поэтому вопрос остается открытым.

В чем статистика уверена и категорична, так это в том, что две трети новообразований сразу диагностируются как доброкачественные. Как раз их удаление берут на себя врачи Бостонского Института Эстетической Медицины.

Виды и симптомы доброкачественных опухолей слюнных желез

Доброкачественные опухоли желез протекают некоторое время бессимптомно, характеризуются медленным ростом. Поэтому могут достигать больших размеров, прежде чем больные обращаются к врачу. Функция слюноотделения, как правило, не нарушена. При поражении околоушных слюнных желез, особенно при поверхностном расположении опухоли, определяется асимметрия лица за счет припухлости мягких тканей.

Полиморфная аденома

Если пациент чувствует (или даже видит невооруженным взглядом) бугристые уплотнения в околоушной области, то, скорее всего, он столкнулся с полиморфной аденомой – самой распространенной опухолью слюнных желез. Растет такое новообразование медленно, ничем не беспокоя своего обладателя. Зато совершенно не стесняется занять максимально много места: полиморфные аденомы состоят из множественных узлов и достигают в диаметре до пяти-семи сантиметров. Давление этих непрошеных гостей, в свою очередь, провоцирует ощущение припухлости языка и щек.

Аденома и аденолимфома

Аденома и аденолимфома слюнных желез в человеческом организме чувствуют себя менее вольготно. В первом случае это гладкий, эластичный и мягкий узелок, во втором – он же, но с воспалительными процессами и крошечными кистами, заметными по результатам МРТ.

Если у вас есть похожие симптомы и жалобы, запишитесь на прием к нашему хирургу

Как правило, опухоли слюнных желез подлежат непременному удалению независимо от их вида.

Удаление опухолей слюнных желез

При лечении доброкачественных новообразований слюнных желёз опухолевый узел осторожно удаляется вместе с капсулой с последующим гистологическим исследованием удалённых тканей.

Если опухоль расположена вблизи основного ствола лицевого нерва (в области мочки уха или сосцевидного отростка), то применяется техника субтотального удаления околоушной слюнной железы с сохранением ветвей лицевого нерва. Доброкачественные опухоли обычно успешно поддаются излечению, однако полиморфная аденома способна рецидивировать.

Клинический случай

Пациентка с жалобами на уплотнение в околоушной области слева. Выполнено оперативное лечение: под сбалансированной анестезией + искусственная вентиляция легких произведена операция субтотальная резекция левой околоушной слюнной железы с сохранением ветвей лицевого нерва с последующим отправлением удаленного новообразования околоушной слюнной железы на плановое гистологическое исследование.

Пациентка с опухолью слюнной железы слева до операции
МРТ-исследование в двух проекциях.